В Японии продвинулись во внедрении пластиков в автопром.

Исследователи из Японии разрабатывают более прочные и при этом легкие полимерные материалы для автопрома, которые смогут со временем заменить традиционные аналоги.

Использование новых полимерных материалов при производстве деталей (включая кузов, шины и окна) позволит в перспективе уменьшить вес транспортного средства вдвое, ускорить распространение электромобилей, а затем, возможно, даже создать летающую машину.

В сентябре группа инженеров под руководством профессора Токийского университета Козо Ито продемонстрировала концепт-кар из новых высокоэффективных полимерных материалов, разработанный в рамках правительственной программы ImPACT. В общей сложности 90% инновационного автомобиля состоит из пластика. Это открывает для производителей перспективы для развития энергосберегающих электромобилей.

Еще одна область, на которую обратили внимание ученые, – материалы для автомобильных окон. Группа из компании Sumitomo Chemical во главе с Тацуя Касахара разрабатывает пластмассы, которые могут в скором времени заменить металл и стекло, снизить вес и увеличить прочность автомобиля. Команда создала прозрачный пластик для лобовых стекол, более жесткий и устойчивый к механическим повреждениям. Материал уже прошел испытания, и, по словам, Касахара, им заинтересовались японские автопроизводители. Правда, для его внедрения пока что есть юридическое препятствие: по законам страны окна автомобилей должны производиться только из стекла.

Кроме того, новую разработку представили этим летом исследователи крупнейшего производителя шин Bridgestone. Они создали сверхпрочный полимер, устойчивость к трещинам у которого в пять раз выше, чем у материала, который применяется для производства покрышек сегодня.

Материалы, позволяющие уменьшать вес автомобиля, разрабатывает и Toray Industries, специализирующаяся на производстве синтетических волокон, текстиля, пластмасс и передовых композитных материалов. Новая технология, представленная исследовательской командой, позволяет укреплять пластмассы путем смешивания смол с полиротаксаном (Polyrotaxane). Это увеличивает предел прочности пластика на растяжение в восемь раз и в 50 его сопротивление изгибу. Кузов автомобиля, созданный с использованием подобной технологии, будет лучше поглощать удар при столкновении и при этом иметь меньший вес.

По словам Козо Ито из Токийского университета, представители автопрома возлагают на полимеры большие надежды. Пока препятствием для массового производства деталей является высокая стоимость инновационных материалов. Впрочем, ученые считают, что удешевление производства – вопрос, который может решиться при масштабировании решений.